Продажи сократились на 15-70%, в зависимости от типа жилья, а для многих строительных объектов сложные времена могут наступить в течение полугода
Карантин в Украине из-за пандемии коронавируса COVID-19 стал серьезным испытанием для всей страны. Под удар попала и сфера недвижимости, а эксперты уже сейчас говорят, что прогнозы неутешительные и стройки новых жилых комплексов могут значительно замедлиться. Сайт "Сегодня" выяснил, что будет с рынком недвижимости после карантина.
Сейчас сложно делать прогнозы, ведь никто не знает, когда закончится карантин и какой ущерб будет нанесен бизнесу. Кризис и неопределенность уже повлияли на строительную сферу. Так, Кабмин разрешил продолжить работу на объектах строительства, но множество строек остановились из-за технических сложностей.
Анжелика Саакян, директор по маркетингу многофункционального ЖК POLARIS Home&Plaza, рассказывает, что до сих пор беспрерывное строительство продолжается только на 50% строящихся объектов. На 30% строек работы либо временно приостановлены (в том числе из-за технологической паузы), либо ведутся в сокращенном режиме. Но на 20% объектов строительство остановили полностью.
"На сегодняшний день только у чуть более 40 площадок (около 15-17% от всего рынка) есть весомый запас прочности, чтобы не прекращать строительство даже при временном сокращении покупателей. Именно эти объекты могут быть закончены в срок. Для остальных же объектов сложные времена могут наступить очень скоро – через 1-6 месяцев. Для того, чтобы понять, что будет с конкретной стройкой, важно знать, есть ли у застройщика финансы для продолжения строительства, не привлекая средства покупателей", — говорит Саакян.
Она добавляет, что карантин сказался и на продажах, которые сократились от 70% на объектах эконом-класса до 15-20% на объектах новых форматов. К сожалению, большинство строящихся объектов ведется за счет инвесторов-покупателей квартир. Поэтому при сокращении продаж у некоторых компаний практически исчезла возможность продолжать строительство.
"Реалии таковы, что рынок находится в очень сложной ситуации. С одной стороны, сократятся объемы строительства: на этот год было заявлено строительство около 40 новых ЖК, но очевидно, что в лучшем случае их будет в 2 раза меньше. Реализация же остальных запланированных на этот год проектов может быть отложена на неопределенный срок. Кроме этого, из-за недостаточных финансовых возможностей очень велики риски появления новой волны долгостроев", — поясняет Саакян.
Александр Изаров, руководитель проекта RUSANIV RESIDENCE, отметил, что прогнозы по рынку неутешительные. Средние задержки со вводом объектов в эксплуатацию могут увеличиться на 3-6 месяцев. Более чем на 20% объектов сроки сдачи будут смещены на 3-4 месяца, на 25% — на 6 месяцев, на 20-25% объектов — на 9-12 месяцев, а на 15% — строительство затянется более чем на 1 год.
"Карантин привел к тому, что возникли предпосылки появления долгостроев, а в части проектов строительство может быть заморожено на неопределенный срок (они станут недостроями). Но напомню, что в стране нет закона, который бы хоть как-то регулировал вопрос завершения подобных проектов. На сегодняшний день минимум 60-70 объектов находится в зоне повышенного риска: это преимущественно объекты точечной застройки, строительство которых велось исключительно за счет покупателей квартир. А при отсутствии покупателей завершить проект без сторонней финансовой помощи попросту не удастся", — говорит Изаров.
Андрей Рыжиков, СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution, рассказал, что под удар в основном попали несистемные застройщики, у которых нет собственных финансовых ресурсов в силу отсутствия поступлений денег. Они действительно приостановят работы, но крупные игроки продолжат строить даже в условиях продления карантина.
"Глобально остановить рынок строительства может введение чрезвычайного положения – после этого делать рестарт будет сложно. Объекты одномоментно будут вынуждены заморозить строительство без консервации. И если эта история продлится долго, то многие стройки рискуют превратиться в недострои"— поясняет Рыжиков.
Он добавляет, что ответственные компании в публичной плоскости коммуницируют со своими клиентами, заказчиками, рынком о том, что их процесс не останавливается. Они показывают, что выполняют все необходимые мероприятия: меряют температуру, экипируют сотрудников в защитные средства, менеджмент сидит на удаленке, никто не собирается в группы, все на расстоянии. Эта вся коммуникация очень полезна и позволяет показать, что экономика даже в условиях карантина развивается.
Подпишись на наш telegram
Только самое важное и интересное
Подписаться