ЛОГО

Социальные отношения и интересы.

ЛЕТОПИСИ

Опубликовано: 28.09.2018

Кто не мечтает в жаркий летний день окунуться в прохладную воду? Бассейн на загородном участке предоставит такую возможность в любой момент. Строительство постоянной конструкции, с учетом перепадов температур и атмосферных осадков, обойдется в круглую сумму. Надувные же не могут обеспечить той свободы движений, которой хотелось бы обладать, подробнее тут мы обслуживали бассейн у http://montelgroup.me/sr/. Компромиссным решением является  каркасное обустройство. В данной статье мы расскажем как сделать такую конструкцию на даче, а также покажем фотографии таких бассейнов.


Сармат и Ольгерд (4/6/16)

Конструкция может быть возведена как при помощи металлической основы, так и деревянной.

Расчищаем и выравниваем площадку

Для бассейна с каркасом потребуется ровная поверхность. Если таковой нет, придется создать ее самостоятельно. Предварительно рассчитав ее площадь, нужно подготовить место для возведения конструкции: выровнять поверхность выбранного места, утрамбовать грунт и сверху насыпать слой песка в 5-7 см.


Повесть временных лет. Начало

Это конструкция, в состав которой входят стальные или деревянные элементы, выполняющие роль стен; прочная пленка, являющаяся в некоторых случаях либо дном, либо дном и стенами. Таким конструкциям необходим тент, предотвращающий внешнее загрязнение воды, а также система очистки и фильтрации воды.


Славянское прошлое. Ремезовская летопись-1

Требуемые строительные материалы и инструменты:

    В год 6988 (1480). <... readability="213.89222694397">

   Пришла весть к великому князю , что на него идет царь Ахмед со всею Ордою своею, и с царевичами, уланами и князьями, и с королем Казимиром заодно. Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан. Князь же великий пошел на Коломну, и сам остановился в Коломне, а сына своего великого князя Ивана оставил в Серпухове, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, прочих же князей и воевод разместил вдоль берега Оки. Когда царь Ахмед услышал, что князь великий стоит со всем своим войском вдоль берега Оки, то пошел он в сторону Литовской земли, обходя реку Оку, для того, чтобы дождаться шедших к нему на помощь войск короля Казимира, и проводники повели татар к Угре-реке на броды. Князь же великий послал сына, и брата, и воевод своих на Угру со всем своим войском. И встали они на Угре и заняли броды и перевозы.

... к великому князю - речь идет о Иване III Васильевиче (1440-1505+);

царь Ахмад - последний хан Большой Орды (1459-1481), образовавшейся после распада Золотой Орды. Большая Орда была разгромлена в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем, город Сарай-Берке сожжен;

уланы - лица ханского рода у татаро-монголов;

... с королем Казамиром - Казимир-Андрей IV, младший сын Ягайлы , польский король (1440-1492);

Андрей Васильевич Меньшой (1452-1481+) - младший брат Ивана III, седьмой сын Василия II Васильевича , князь вологодский;

    А сам князь великий поехал с Коломны на Москву ко всемилостивому Спасу , и пречистой госпоже Богородице , и ко святым чудотворцам, прося помощи-заступничества православному христианству, и собрал он на совет митрополита Геронтия , свою мать великую княгиню Марфу, своего дядю Михаила Андреевича , своего духовного отца архиепископа Ростовского Вассиана и всех своих бояр: все они находились тогда в Москве в ожидании осады. Горячо они его умоляли крепко встать против басурман за православное христианство.

Князь великий их послушался и, приняв благословение митрополита, пошел на Угру. И когда пришел, то встал в Кременце с малыми силами, а все войско отправил на Угру. Тогда же на Москве мать его великая княгиня, митрополит Геронтий, архиепископ Вассиан и троицкий игумен Паисий просили великого князя простить своих братьев . Князь же великий внял их просьбам и повелел матери своей великой княгине послать за ними и обещал их простить. Княгиня великая послала за ними и велела им побыстрее идти на помощь великому князю.

... ко всемилостивому Спасу - Спасо-Преображенский-на-бору собор, или Спас всемилостивый Златоверхий-на-Крутицах, основанный в 1330 г. Иваном I Калитой;

... пречистой госпоже Богородице - Успенский собор в Московском Кремле, главный митрополичий храм Руси (основан в 1326 г.); В соборе похоронен Петр, митрополит московский и владимирский (1305-1326), считавшийся покровителем Москвы. В 1475-1479 гг. на месте старого Успенского собора архитектор Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор;

... митрополита Геронтия - митрополит Московский в 1473-1489 гг.

... архиепископа Ростовского Вассиана - Вассиан Санин, по прозванию "Рыло", архиепископ Ростовский (1467-1481), был духовником Ивана III, т.е. имел право принимать у него церковную исповедь;

... дядю Михаила Андреевича - Михаил Андреевич (1486+), князь верейский и белозерский - внук Дмитрия Донского, двоюродный дядя Ивана III;

троицкий игумен Паисий - игумен Троице-Сергиева монастыря (1472-1482);

... простить своих братьев - Иван III поссорился со своими братьями Андреем Большим и Борисом Волоцким из-за права перехода бояр на службу к другому феодалу. Другой причиной ссоры был захват Иваном III вотчины умершего брата князя Юрия. Андрей и Борис со своими войсками ушли к Пскову, но ввиду татарской угрозы помирились с Иваном III в октябре 1480 года;

    Царь же со всем своим войском шел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и остановился возле Воротынска, ожидая встречи с королем. Но король не пришел на встречу с ним, ни послов к нему не прислал, так как был занят своими делами: ведь тогда Менгли-Гирей , царь Перекопский, в угоду великому князю московскому разорял Волынскую землю. Ахмед пришел к Угре со всем своим войском, намереваясь перейти реку, и начали татары и русские перестрелку. Одни внезапно атаковали войско князя Андрея, а другие - войско великого князя, третьи наступали на войско его воевод. Выстрелами из луков и залпами из пищалей наши отогнали татар от берега, а татарские стрелы падали возле наших воинов, не причиняя им вреда. И много раз приступали татары к берегу, и всякий раз без успеха отступали, и ждали они, когда замерзнет река, ведь начались тогда большие холода и река стала. И были они одержимы страхом, так как каждая из воюющих сторон опасалась другой.

Менгли-Гирей - сын основателя династии Гиреев Хаджи-Гирея, потомка Тука-Тимура, хан Золотой Орды . Волынская земля была в подчинении у польского короля Казимира, союзника хана Ахмеда;

... залпами из пищалей - огнестрельное оружие двух типов: тяжелое ружье или небольшая пушка, при выстреле издавало звук, писк, т.е. пищало;

    Пришли в это время из Великих Лук князю на помощь в Кременец братья его князья Андрей и Борис. Князь же великий милостиво их принял. И когда стала река, тогда князь великий повелел сыну своему великому князю Ивану, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам своим со всеми войсками прийти к нему в Кременец, так как опасался татарского наступления и готовился к большому сражению.

А в городе Москве все пребывали в страхе и готовились исполнить свой долг, ни от кого не ожидая помощи, только молились непрестанно со слезами и воздыханиями вседержителю Спасу и богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери преславной богородице. Тогда случилось преславное чудо святой богородицы: когда наши отступили от берега, татары, одержимые страхом, бросились бежать, думая, что русские нарочно отступают от берега, чтобы завлечь их в западню. А наши, думая, что татары перешли за ними реку, не стали преследовать их и собрались в Кременце. Князь же великий с сыном и братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, чтобы на Боровских полях дать татарам сражение, и послушался он злых людей, сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, пособников бусурманских, которые советовали ему бежать, так как "мы не можем с ними бой принять". Это сам дьявол говорил их устами, тот самый, который в древности обратился в змею и соблазнил Адама и Еву.

И объял князя ужас, и захотел он бежать от берега, а свою супругу, великую княгиню Римлянку , и казну с нею послал на Белоозеро, а мать его великая княгиня не захотела бежать, а пожелала остаться в Москве, а с казною своею он послал Василия Борисовича и Андрея Михайловича Плещеева, и дьяка Василия Долматова . И показалось ему, что разгневался на него бог, и перейдет царь на эту сторону Оки, и Москву возьмет, и бежать ему будет надо к морю-окиану. А на Москве оставались тогда князь Иван Юрьевич и дьяк Василий Мамырев . Да находился тут же владыка Ростовский Вассиан и, узнав, что хочет князь великий бежать от берега, написал грамоту к великому князю на Угру. <... readability="188.7264421822">

  ... великую княгиню Римлянку - Софья-Зоя Палеолог (1503+), дочь Фомы Морейского, племянница последнего византийского императора Константина IX Палеолога, жена Ивана III с 1472 года;

... послал Василия Борисовича и ... Василия Далматова - Василий Борисович Морозов-Тучко (ум. после 1481г.), босковский боярин;

Андрей Михайлович (1491+) - доверенный боярин Ивана III, потомок костромского боярина Александра Плещеева;

Василий Долматов (по прозванию "Третьяк") - государственный чиновник при Иване III и Василии III, умер после 1511 г.

князь Иван Юрьевич - Иван Юрьевич Патрикеев, двоюродный брат Ивана III, в 1499 году был насильственно пострижен в монахи Троице-Сергиева монастыря по настоянию Софьи Палеолог;

Василий Мамырев (1431-1490+) - дьяк Ивана III, ведал летописанием, снаряжал посольства, руководил строительством;

   Князь же великий не послушался того, что ему написал владыка Вассиан, а слушал он своих советников Ивана Васильевича Ощеру , боярина своего, да Григория Андреевича Мамону, мать которого сжег за волшебство князь Иван Андреевич Можайский. Все это были бояре богатые, не советовавшие князю великому стоять против татар за христианство и биться с ними, а только советовавшие ему бежать прочь, а христиан предать, считая, что ни к чему погибать сражающимся в бою, пусть те лучше помышляют о приумножении богатства, о жене и детях. И сбылись на них слова апостола Павла: "Пусть тот воин, который погрязнет в житейских сквернах, не будет угоден воеводе, пусть тот, кто страдает, кого принуждают и незаслуженно мучают, не идет к венцу".

Те же самые бояре рассказывали великому князю, внушая ужас, как под Суздалем был бой его отцу с татарами, как взяли в плен татары князя Василия и избили его. Ведь так и князь великий Дмитрий Иванович бежал в Кострому, когда Тохтамыш приходил , а он с царем не бился. Князь же великий, подчиняясь их мыслям и словам, оставил все свое войско у Оки на берегу, а городок Каширу сам велел сжечь, и пошел на Москву. А князя Ивана Ивановича там оставил, у Оки, а при нем - князя Даниила Холмского и наказал тому, что как только князь великий приедет в Москву и пошлет за ним, так пусть тотчас едет к нему с сыном в Москву. Сам же князь великий поехал к городу Москве, а с ним князь Федор Палецкой .

  Иван Васильевич Ощера (Сорокоумов) - боярин, воевода и судья у Ивана III;

... был бой его отцу - отец Ивана III ... когда Тохтамыш приходил - во время Дмитрий Донской ушел из Москвы в Кострому, оставив жителей оборонять Московский кремль;

князь Даниил Холмский - Даниил Дмитриевич (1493+), князь холмский, родом из тверских князей, боярин и воевода Ивана III, победитель в битвах с татарами под Муромом (1468) и под Казанью (1469), с ливонскими немцами под Псковом (1473-1474), с татарами на Оке (1472) и на Угре (1480); в 1487 г. взял штурмом Казань;

князь Федор Палецкой (1506+) - воевода и боярин Ивана III, родом из стародубских князей, сын Ивана Давыдовича, внук Давыда Андреевича Палецкого;

   И как приехали к посаду у города Москвы, то увидели, что горожане готовятся к осаде, и как только те увидели князя великого, то возмутились, стали князя великого стыдить и обвинять, так говоря: " Когда ты, государь, князь великий, правишь нами тихо и мирно, тогда ты нас весьма обременяешь непомерными налогами, а ныне, сам разгневав царя, дани ему не платишь, а нас продаешь царю и татарам ". И приехал князь великий в город Москву, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И начал владыка Вассиан резко выговаривать князю великому, называя его беглецом, так говоря: "Вся кровь христианская падет на твою голову, потому что ты, предав христиан, бежишь прочь, а боя с татарами не принимаешь и биться с ними не хочешь. Отчего ты боишься смерти? Человек не бессмертен, а смертен, и раньше, чем положено, не умрут ни человек, ни птица, ни зверь, дай мне лучше воинов под мое начало, тогда и я, старый, пойду против татар", и много подобного ему говорил, а горожане роптали на великого князя. Из-за этого князь великий не стал жить в городе на своем дворе, боясь, что горожанам придет в голову злая мысль схватить его. Поэтому и жил он в Красном сельце , а к сыну посылал грамоты, чтобы он тотчас же приехал на Москву. Сын же его, мужество показав, принял от отца выговор, но не отошел от берега и христиан не предал. Князь великий, увидев, что сын никаких его слов не слушает, послал к князю Данилу, велев ему силой привести сына к себе. Князь Данило этого не сделал, а только сказал князю Ивану: "Поезжай к отцу", а тот отвечал: " Лучше мне здесь умереть, нежели к отцу уехать".

" Когда ты, государь ... продаешь царю и татарам" - в оригинале слова горожан выразительнее и имеют, пожалуй, несколько иной смысл: "Егда ты, государь князь велики, надъ нами княжишь въ кротости и въ тихости, тогды насъ много в безлепице продаешь, а нынеча разгневивъ царя самъ, выхода ему не плативъ, насъ выдаешь царю и татаромъ";

... в Красном сельце - в загородной резиденции Ивана III;

   Тем временем князь великий велел Полиевкту Бутурлину да Ивану Кике перевести дмитровцев в Переяславль , а из Москвы строителей перевести в Дмитров, а посад возле Москвы повелел сжечь князю Ивану Юрьевичу.

А татары искали удобной дороги, чтобы на нее тайно перейти да идти походом до самой Москвы, и подошли они к Угре-реке возле Калуги, намереваясь переправиться на тот берег, и об этом дозорные донесли сыну великого князя. Князь же Иван Иванович, сын великого князя, подошел со своими войсками к самой реке Угре и встал так, чтобы не дать татарам переправиться на другой берег. Пробыв в Красном сельце две недели, князь великий, наконец, уступил уговорам владыки Вассиана и возвратился на Угру, и встал он в Кременце далеко от берега.

В ту же пору пришли немцы к Пскову воевать и много сел захватили, чуть города не взяли. Когда об этом услышали братья великого князя Андрей и Борис, то они послали сказать брату своему, великому князю, такие слова: "Если ты переменишься к нам, и насилия над нами не учинишь, и будешь почитать нас, как братьев своих, то мы придем на помощь тебе". Князь великий согласился с ними, и они поехали к нему на помощь, но когда услыхали, что немцы воюют под Псковом, то вначале пошли к псковичам на помощь. И когда немцы услыхали, что братья идут на помощь псковичам, то отшли прочь в свою землю, а братья великого князя, узнав, что немцы отступили от Пскова, поехали к великому князю.

Полиевкт Бутурлин - московский боярин, потомок боярина Ивана Андреевича Бутурли;

Иван Кика - боярин князя Юрия Васильевича, брата Ивана III, сын Тимофея Логиновича, внук Логина Михайловича Кики, выехывшего на службу к Дмитрию Донскому из Польши;

... перевести дмитровцев в Переяславль - речь идет об эвакуации большого отряда квалифицированных строительных рабочих из Москвы в Дмитров, для чего пришлось переселить жителей Дмитрова в Переяславль (для обороны);

   А к царю великий князь послал Ивана Товаркова с челобитием и с подарками, умоляя, чтобы он отступил прочь и своего улуса не разорял. Царь же отвечал: "Советую князю добром, чтобы он сам приехал и бил челом мне, как его отцы били челом нашим братьям в Орде". Князь же великий побоялся к нему ехать, опасаясь измены и злого умысла. И когда царь услыхал, что князь великий не хочет к нему ехать, то послал к нему сказать: "Если сам не хочешь ехать, то пришли сына или брата". Князь же великий этого не сделал. Царь снова послал к нему, так говоря: "Если сына и брата не присылаешь, то пришли Никифора Басенкова ". Тот Никифор был в Орде и много подарков от себя татарам дарил, потому и возлюбил его царь и князья татарские. Князь же великий и того не сделал.

Все лето царь так похвалялся: "Даст бог, наступит зима, все реки станут, и тогда много дорог будет на Русь". С Дмитрова дня наступила зима, и реки все замерзли, и ударили такие морозы, что и сказать нельзя. Тогда царь испугался и со своими татарами побежал прочь ноября в 11-й день. Ведь были татары нагие и босые, ободрались все. И когда князь великий услышал, что они прошли мимо Серенска и Мценска, то послал проверить, так ли это. Так оно и было.

Никифор Басенков - Никифор Федорович Басенков (1503+), сын воеводы Ф.В.Басенкова, окольничий, посол Ивана III в Большую Орду;

Серенск - город на р.Серене, притоке Жиздры, входил в Черниговское княжество, впервые упомянут в летописи под 1147 г.;

    И приехали ко князю братья его, он помирился с ними и дал князю Андрею Можайск, а князю Борису села Ярославичевы, все делярные . Когда царь вернулся в Орду, то убили его там ногаи .

В год 6980 (1480). Возвратился князь великий на Москву из Боровска и возблагодарил бога, и пречистую богородицу, и святых чудотворцев, избавивших нас от поганых. Обрадовались, и развеселились все люди, и возблагодарили бога, и пречистую богородицу, так говоря: "Не ангел, не человек спас нас, а сам господь спас нас заступничеством пречистой и всех святых. Аминь".

Той же зимой возвратилась из бегов великая княгиня Софья, ведь она бегала от татар на Белоозеро, хотя ее никто не гнал. И по каким землям мы ни ходили, всюду видели, что пуще, чем от татар, страдает народ от боярских холопов , кровопийцев христианских. Воздай же им, господи, за дела их и за лукавство их, и за все, что они совершили, воздай им. Ведь были здесь и жены их, кровопийцы возлюбили женщин больше, чем православную веру и святые церкви, от которых мы просветились, породнившись банею святого крещения; потому-то они и согласились предать христианство, что их ослепила злоба. Но премилостивый бог пожалел создания рук своих, внял слезам христианским, помиловал нас, благодаря заступничеству пречистой своей матери и всех святых. Аминь.

делярные - Иван III отдал своим братьям села, ранее принадлежавшие сыновьям Малоярославецкого князя Ярослава Владимировича, уехавшего в 1415 г. в Литву; его владения были конфискованы в пользу великого князя. Делярное - т.е. платившее торговую пошлину. Вероятно, Иван III отдал братьям села, приносившие феодалу значительный доход: крестьяне платили пошлину за право торговли;

ногаи - ногайские татары, конгломерат тюркоязычных племен, по преданию, происходивших от Ногая, темника Ногайская Орда - феодальное государственное образование конца XIV-XVI вв. на территории от Северного Прикаспия и Приаралья до рек Туры и Камы, от Волги до Иртыша;

... от боярских холопов - здесь: управляющие боярским хозяйством, боярские слуги;

    Все это я написал не для того, чтобы кого-нибудь упрекнуть, но для того, чтобы не возгордились несмысленые в своем безумии, так говоря: "Мы своим оружием избавили Русскую землю". Но пусть они воздадут славу богу и пречистой его матери богородице, которые нас спасли, пусть несмысленые очнутся от такового безумия, а добрые, мужественные, услышав все это, приумножат брань к брани и мужество к мужеству за православное христианство против бусурманства, и пусть они восприимут в сей жизни от бога милость, а от государя великого князя - пожалование, а от народа - честь и хвалу, и еще в будущей жизни пусть получат венец нетленный от вседержителя бога и наследуют царствие небесное. Хорошо бы все это получить и нам, грешным, молитвами богородицы. Аминь.

    О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь защитить свое отечество, Русскую землю, от поганых, не жалейте своих жизней, пусть никогда не увидят глаза ваши разорения святых церквей и домов ваших, и погибели детей ваших, и поругания жен и дочерей ваших!

Пострадали иные великие славные земли от турок , а именно: Болгары, Греки и Трапезунд, и Аморея, и Арбанасы , и Хорваты, и Босния, и Манкуп , и другие многие земли, и все оттого, что не встали мужественно на свою защиту! И сами погибли, и отечество, и землю, и государство свое погубили, и скитаются теперь по чужим странам, бедные и воистину странные, и многих слез и плача достойные, укоряемые и поношаемые, и оплевываемые за то, что лишены мужества. А те, что убежали в чужие страны с имуществом многим, и с женами, и с детьми, погубили вместе с золотом и душу свою и тело, ведь лучше было бы воздать дань тем, кто погиб, чем бездомными скитаться по чужим странам. Довелось мне видеть своими глазами грешными великих государей, спасшихся от турок с имуществом своим и скитающихся подобно странникам и в таковой беде смерти у бога просящих, как благодеяния. Пощади, господи, нас, православных христиан, молитвами богородицы и всех святых. Аминь.

О храбрые, мужественные сыновья русские! - Заключительное обращение к храбрым и мужественным воинам русским не принадлежит архиепископу Вассиану и добавлено в летопись позднее 1481 г. одним из летописцев;

... от турок - турки-сельджуки, народ тюркоязычной группы из Средней Азии и Северного Ирана, завоевавшие в XIV-XV вв. Малую Азию и Балканский полуостров;

Трапезунд, и Аморея, и Арбанасы - Трапезонд или Трабзон - город и область на южном берегу Черного моря;

Аморея (Морея) - полуостров Пелопонесс;

Арбанасы - совр. Албания;

Манкуп - генуэзская крепость в Крыму, центр генуэзского Макупского княжества (XIV - XV вв.)

</...></...>
banner 240x200px

Популярное