ЛОГО

Социальные отношения и интересы.

«Авиа» ВН-33 - истребитель из Чехословакии

Опубликовано: 27.09.2018

В 1920-е годы чехословацкая фирма «Авиа» выпускала пользовавшийся достаточным спросом истребитель-биплан ВН-21. Но к концу десятилетия его летные данные, и прежде всего скорость, уже считались недостаточными.

В 1926 году конструкторы Павел Бенеш и Милослав Хайн модернизировали ВН-21, заменив 300-сильный мотор «Испано-Сьюиза» на 420-сильный «Юпитер». Однако ожидаемого прироста летных данных получить не удалось — более мощный двигатель требовал и существенных изменений в планере. На новой машине, получившей обозначение ВН-33, существенно переделали носовую часть фюзеляжа, тщательно закапотировав мотор. Прототип ВН-33.1 впервые поднялся в воздух 21 октября 1927 года. Его летные данные оказались на уровне лучших европейских истребителей того времени. Это открыло машине путь к серийному производству. В общей сложности (с учетом лицензионного производства в Польше и Югославии) выпустили около 200 ВН-33.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Первые серийные машины ВН-33 имели цельнодеревянную конструкцию и оборудовались моторами «Юпитер» VI мощностью 450 л. с. Вооружение (как и на всех последующих модификациях) состояло из пары синхронных 7,92-мм пулеметов. В Чехословакии изготовили 11 таких истребителей. Пять из них приняли собственные ВВС, а остальные для испытаний поставили за рубеж: три в Бельгию, два в СССР и один — в Польшу. Лишь последняя страна приняла этот истребитель на вооружение. В 1930-1932 годах на заводе в Бялей Подляскей изготовили по лицензии 49 самолетов под обозначением PWS-A. Они были оборудованы менее мощными двигателями «Юпитер» IV (420 л. с).

Вариант ВН-ЗЗЕ отличался металлическим набором фюзеляжа (крылья оставались деревянными). Прототип впервые поднялся в воздух 28 мая 1929 года. ВВС Чехословакии купили лишь пять таких машин, еще 24 под обозначением BH-33-5HS изготовили для Югославии. Югославская фирма «Икарус» в 1934-1937 годах изготовила по лицензии еще 22 BH-33-SHS с моторами «Юпитер» 9AD (480 л. с). Наиболее массовым вариантом стал Ва-33, оборудованный 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Шкода» L (500 л. с).

В 1930-1933 годах для ВВС Чехословакии изготовили 81 такой истребитель.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В военно-воздушных силах Чехословакии истребители Ва-33 прослужили до момента оккупации страны нацистами, хотя с 1935 года постепенно заменялись более современными машинами Авиа В-534. Ва-33 считался весьма надежной машиной, хотя в результате летных происшествий ежегодно терялись несколько истребителей этого типа. К концу 1938 года в ВВС страны числилось 41 Ва-33. Три из них вошли в со став ВВС Словакии, где до конца 1940 года использовались в качестве тренировочных. Остальные машины достались немцам, но ввиду устарелости и изношенности не применялись. Польские PWS-A служили в трех истребительных эскадрильях 2-го авиаполка в Кракове, а также в авиационных школах. В Польше этот самолет считался переходным, и к 1938 году все PWS-A были списаны.

В Югославии самолетами BH-33-SHS вооружили истребительные части на аэродромах Земун (под Белградом), Загреб и Книц. В 1935 году пять ВН-33 вместе с дюжиной легких бомбардировщиков Бреге 19В2 были «одолжены» греческому правительству для подавления мятежа.

После окончания гражданского конфликта один истребитель вернули, но остальные четыре так и остались в составе греческих ВВС.

К моменту нападения Германии (6 апреля 1941 года) ВВС Югославии располагали примерно 16 самолетами ВН-33. дослуживавшими в качестве учебных. Даже такому антиквариату нашлось место в боевом строю. С объявлением мобилизации три ВН-33 вошли в состав Отдельной истребительной эскадрильи при 3-й летной (истребительной) школе на аэродроме Мостар Косор в Герцеговине. Практически сразу же два из них были переброшены на аэродром Подгорица в Черногории. Около полудня 6 апреля этот аэродром подвергся налету «Мессершмиттов». Пара ВН-33 попыталась перехватить противника, но результат был предсказуем — обе машины стали легкими целями для пилотов Bf 109Е.

Бой над Подгорицей стал единственным боевым эпизодом с участием югославских ВН-33. Уцелевшие машины этого типа достались победителям. Один ВН-33 на аэродроме Мостар-Косор был захвачен итальянцами. Немецкими трофеями стали в общей сложности 12 ВН-33. Семь бывших югославских ВН-33, находившихся в более-менее исправном состоянии, немцы передали Хорватии. Последние из них летали до осени 1944 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИА BH-33-SHS (ВА-33)

Тип: одноместный истребитель Двигатель: «Гном-Рон «Юпитер» VI (Шкода L) мощностью 450 (500) л. с Размеры:

— длина, м: 7,04(7,22)

— высота, м: 2,79 (3,14)

— размах крыла, м: 8,90 (9,50)

— площадь крыла, м²;: 22,20 (25,20) Вес, кг:

— пустого самолета: 830 (1113)

— взлетный: 1250 (1628) Технические характеристики:

— максимальная скорость, км/ч: 270 (315)

— дальность полета, км: 450

— практический потолок, м: 8300 (8000) Вооружение: 2 7,92-мм пулемета
banner 240x200px

Популярное

Оценка квартиры для ипотеки Сбербанка в 2018
Как все остальные банки, Сбербанк, оформляя ипотеку клиенту, требует документ – отчет о проведении независимой оценки выбранного объекта недвижимости. Данный документ имеет высокую степень важности и обязателен

Юридическая Компания Антанта (ООО) оказание юридических услуг в суде: ведение арбитражных судебных дел, юридическое сопровождение бизнеса, банкротство
Часто нас спрашивают «Вы адвокатская контора?» В связи с этим хотим обратить Ваше внимание на следующее. Мнение, что адвокат — это юрист, достигший определенного уровня профессионализма, в частности

Сбербанк России стал первым в рейтинге по обесцениванию бренда
 В рейтинге «500 самых дорогих банковских брендов», который составляется компанией Brand Finance и журналом Banker, Сбербанк России серьезно сдал свои позиции и с 17-го места свалился на 13-ое. По оценке

Подоходный контроль. Клиентов «Рокетбанка» попросили отчитаться о мелких покупках
Клиенты «Рокетбанка» возмутились обслуживанием. То их просят рассказать о каждой из трех тысяч операций по карте, то требуют отчитаться о целях снятия наличных. А некоторые уточняющие вопросы от сотрудников

Банк горящих туров - отзывы сотрудников
Каждый человек, завершая получение высшего образования, начинает задумываться о дальнейших жизненных планах. Одно из самых важных решений – это выбрать работу по душе, чтобы твое занятие было не только

Банковая берет реванш
С точки зрения присутствия в информационном пространстве праздничная неделя стала настоящим бенефисом президента Порошенко. Его команда политтехнологов взяла реванш за очевидные просчеты в пиар-обеспечении

Выписка из банка. Для чего она нужна, какую информацию содержит
1 февр. 2015, 20:34 Выписка из банка может быть использована юр.лицами, которые имеют расчетные, текущие счета, а также физическими лицами, у которых открыт корреспондентский,

Новое мобильное приложение Сбербанка для малого бизнеса


Альфа Банк в Барнауле
Добрый день, всем желающим взять потребительский кредит в Альфе Банке. Постараюсь подробно все описать, чтобы люди не попались на уловки кредитных менеджеров и не переплачивали за доп услуги в Альфе Банке.

Что такое аккредитив? Расчеты по аккредитиву
При заключении новых сделок между частными лицами и индивидуальными предпринимателями, организациями и предприятиями часто возникает вопрос: «Как застраховаться от недобросовестности контрагентов и избежать

rss