ЛОГО

Социальные отношения и интересы.

Знаки остановки в коране

Опубликовано: 06.09.2018

Ислам и Семья

Мусульманка Тамми Амбел из США построила свой косм...

Власти Китая приняли неожиданное решение относител...

В Дании модельное агентство решило принять на рабо...

С 27 по 28 сентября в Болгарской исламской академи...

Сегодня, 25 сентября в Москве состоится торжествен...

Ас-саляму алейкум. Наступил новый год по Хиджре. М...

Ас-саляму алейкум. Как считается правильным отмеча...

Мусульманский центр Шри-Ланки провел день открытых...

Группа археологов из университета Кувейта обнаружи...

www.islamisemya.com

Как был сохранен Коран (окончание).

Опубликовано Anonymous в Чт, 02/03/2011 - 18:41

Автор: 

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Облегчение чтения Корана

После упомянутого достижения саййидуны Усмана  умма пришла к согласию (иджме) о том, что не дозволено записывать текст Священного Корана любым способом, кроме этого. Вследствие этого с тех пор все рукописи Священного Корана стали записываться в соответствии с рукописью Усмани, и сподвижники и табиины подготовили и широко распространили мусхафы Корана, пользуясь им. Однако эта запись Корана все еще не содержала точек и диакритических знаков, и поэтому неарабы не могли свободно читать его. А поскольку Ислам распространился далеко и широко в неарабские страны, то назревало включение точек и огласовок, чтобы эти люди также смогли спокойно читать. Было принято много шагов для достижения этой цели, короткая история последует ниже.

Появление точек

Среди ранних арабов не было принято ставить точки над буквами (имеется в виду, что س и ش выглядело одинаково – прим. пер.). Писцы просто записывали слова без всяких значков. Люди так привыкли к этому, что не испытывали никаких трудностей в чтении без точек и могли запросто различать между двойственными буквами, исходя из контекста. И более того, многие посчитали бы оскорблением написание точек. Прославленный историк Мада'ини процитировал кого-то:

«Включение множества точек в запись свидетельствует о подозрении пишущего (в грамотности) к адресату»1. Поэтому рукописи саййидуны Усмана были лишены всяких точек, но, в отличие от преобладающей нормы (включение точек посчиталось бы оскорблением - чтобы не подумали, что ты считаешь кого-то неграмотным - прим. пер.), цель их отсутствия была сделать возможным вживление всех массово (мутаватир) переданных способов чтения Корана в один вариант. Однако позднее точки были помещены над буквами для удобства неарабов и менее образованных мусульман. Передаются разные мнения относительно того, кто первым включил эти точки в манускрипт Корана. Некоторые передачи свидетельствуют, что это было завершено Абуль-Асвадом ад-Ду'али2. Другие говорят, что он сделал это по распоряжению саййидуны Али . Третьи говорят, что правитель Куфы, Зийяд ибн Абу Суфьян попросил его сделать это3. Также есть передачи, говорящие о том, что его попросил об этом Абдуль-Малик ибн Марван4. Также есть одна передача о том, что это поручил сделать Хаджадж ибн Юсуф с помощью Хасана аль-Басри, Яхьи бин Яа'мура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси5.

Некоторые ученые полагают, что до собирания Корана вообще не существовало понятия точек как такового. Однако алляма Калькашанди (возможно, самый известный ученый в области каллиграфии и почерков) опровергает это мнение - он доказал, что точки были придуманы задолго до этого.

Согласно одному мнению, создателями арабского письма были Мурамар ибн Мура, Аслям ибн Сидра и Амир ибн Джадара из племени Булан. Мурамар придумал формы букв, Аслям разработал методы ломки и составления слов и букв, а Амир - основатель точек6. Другая передача говорит о том, что право первого изобретения точек у Абу Суфьяна ибн Умаййя, дедушки Абу Суфьяна Ибн Харба, который узнал о них от людей из Амбара7.

Таким образом, становится ясно, что точки были изобретены гораздо раньше, чем составление рукописей Корана, однако по различным причинам они не содержали точек. Кто бы ни разместил эти точки на буквах в Коране, не был изобретателем самих точек, а был просто первым человеком, использовавшим их в рукописи Корана.

Диакритические знаки (огласовки)

Также в начале Коран не содержал и огласовок (фатха, касра и дамма). Исторические предания также расходятся относительно того, кто первым стал использовать их. Одни свидетельствуют о том, что это был Абуль-Асвад ад-Дуали. Другие отдают предпочтение Хаджаджу ибн Юсуфу, который как они говорят поручил это задание Яхье ибн Ямуру и Насру бин Асыму ал-Ляйси8. Учитывая все эти сведения, становится очевидным, что диакритические значки были изобретены Абуль-Асвадом ад-Дуали, но они сильно отличались от существующих сегодня. Вместо краткой «а» (фатха) над харфом ставилась точка. Вместо краткого «и» (касра) ставилась точка под харфом, а для краткого «у» (дамма) точка ставилась перед харфом. Для изображения нуннации (танвин) использовалось две точки9. Позднее Халиль ибн Ахмад основал знаки для хамзы (гортанная смычка) и удвоения (ташдид)10. Впоследствии Хаджадж ибн Юсуф попросил Яхью бин Ямура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси и Хасана аль-Басри разместить точки и диакритические значки над харфами в Коране. Тогда-то и были разработаны существующие и по сей день диакритические значки, поскольку использование вместо них точек могло быть спутано с точками самих букв.

А Аллах знает лучше.

Ахзаб и маназиль

Среди сподвижников и табиинов было принято завершать чтение всего Корана за неделю. С этой целью они отмечали порции для ежедневного чтения. Каждая из этих порций называется хизб или манзиль (ступень).

Таким образом, Коран был поделен на семь частей, или манзилей, для чтения. Сайиидуна Авс ибн Хузайфа говорит, что однажды спросил сподвижников о том, каким образом Коран поделен на манзили. Они ответили, что первый хизб состоит из трех сур, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый из девяти, пятый - из одиннадцати, шестой – из тринадцати, и последний - от суры "Каф" до конца Корана11.

Аджза, или части

Сегодня Коран делится на тридцать частей или аджза (джузов). Это разделение не имеет смыслового значения, а всего лишь помощь для обучающихся. Мы даже замечаем, что иногда граница джузов может находиться на неоконченном высказывании. Сложно сказать о том, кто точно ввел такое деление. Одни полагают, что это было сделано во время второго составления Корана, а именно при Усмане : тогда он был составлен из тридцати рукописей. Однако мы не смогли найти этому доказательств в работах ранних ученых. Алляма Бадруддин аз-Закарши отмечает, что деление Корана на 30 частей было популярно уже давным-давно, и что это деление было закреплено еще в школах, где учились по рукописным копиям. Таким образом, можно говорить о том, что это разделение появилось после эпохи сподвижников с целью облегчить обучение12.

Ахмас и Ашар (группы по пять и по десять)

Другие знаки, появившиеся в записях Корана в первые века Ислама, - это знаки خ или خمس после каждых пяти аятов или ع или عشر после каждых десяти аятов на полях рукописи. Первая группа знаков называлась ахмас, а вторая – ашар. По этому поводу у ученых были различные мнения: одни считали эти знаки дозволенными, другие же назвали их порицаемыми. Сложно сказать с какой-либо степенью достоверности, кто именно ввел эти знаки. Согласно одному из мнений, ввел их Хаджадж ибн Юсуф. Другая передача свидетельствует, что это был Аббаси Халифа Ма'мун, по чьему поручению поставлены эти знаки13. Ни одно из этих мнений не является доказанным и достоверным, однако эта идея введения ашаров явно существовала во времена сподвижников. Ибн Аби Шайба рассказывает в своем "Мусаннафе", что Масрук сказал, что Абдулла ибн Маc'уд считал помещение знаков ашар в рукописи Корана ненавистными – макрух14.

Руку’, или порция

Другим знаком, который стал использоваться позднее и используется по сей день, – это знак руку'. Они обозначаются знаков ع на полях текста в конце аята. Несмотря на все мои старания, я не сумел обнаружить  ничего достоверного, чтобы установить имя того, кто ввел знак руку', или период, когда это было введено. Некоторые говорят, что руку был введен при саййидуне Усмане , однако нет достоверных доказательств из передач. Но можно с уверенностью сказать, что цель знака руку' – определить примерное число аятов для чтения в одном ракате намаза. Поэтому он и называется руку' (дословно "поклон"), поскольку он обозначает момент в котором нужно сделать поясной поклон во время намаза. В "Фатава аль-Хиндийя" сказано: Ученые разделили Коран на 540 руку' (порций) и поместили знаки в рукописях, чтобы Коран мог быть завершен в таравих намазах месяца Рамадан в 27-ю ночь15.

Румух аль-авкаф, или знаки остановки

Другим полезным шагом для облегчения чтения и верного произношения (тилява и таджвид) было снабдить аяты знаками, указывающими остановки. Эти значки известны как румуз (знаки), или аляма (символы) авкаф (остановок). Их цель - помочь человеку, не владеющему арабским, во время чтения останавливаться в правильных местах и избежать изменения смыслов того или иного аята. Большинство из значков было изобретено Аллямой Абу Абдуллой Мухаммадом ибн Тайфуром ас-Саджаванди16.

Далее подробно об этих знаках:

ط : Аббревиатура слова вакф мутлак (универсальная остановка). Смысл в том, что фраза завершается на этом месте. Поэтому лучше остановиться.

ج : Вакф джаиз (дозволена остановка). Означает, что разрешено остановиться в этом месте.

ز : Вакф муджавваз (разрешена остановка). Означает, что остановка дозволена, но предпочтительно не останавливаться.

ص : Вакф мураххас (остановка распределения). Означает, что высказывание не завершено, но поскольку предложение длинное, то лучше остановиться в этом месте для дыхания, чем где-либо в другом17. م: Вакф лязим (обязательная остановка). Означает, что если не остановиться, то возможно вопиющее искажение смысла аята. Некоторые муджаввиды также называют этот тип остановки вакф ваджиб (обязательная). Отметим, что ваджиб в данном случае не юридический термин и отказ от этого действия не будет грехом. Этот термин подчеркивает, что остановка здесь является самой предпочтительной из всех видов остановок18. لا:  Ля такиф (буквально: "не останавливаться") Указывает на то, что не следует останавливаться в этом месте, однако не означает, что остановка полностью запрещена, поскольку в некоторых местах, где стоит подобный знак, остановка не принесет вреда, и начать чтение со следующего слова также дозволено. Таким образом, верный смысл этого знака: «Если в этом месте произошла остановка, то лучше отойти назад и возобновить чтение с более раннего места. Нежелательно читать со следующего слова при остановке в этом месте19.

Что касается происхождения этих знаков, то, вне всякого сомнения, доказано, что их придумал Алям Саджаванди. Кроме этих знаков, есть также другие знаки, встречающиеся в мусхафах Корана.

Например:

مع: Сокращение му'анака. Этот символ ставится на том месте, где один аят имеет два возможных толкования. Согласно одному из них, остановка делается в одном месте, согласно второму – в другом. Таким образом, остановиться следует в одном из двух мест, и если остановка был сделана в первом из них, то остановиться в другом – некорректно. Однако если вообще не остановиться ни в одном из них, то это тоже будет верно. Это также известно как мукабала. Впервые на это было указано имамом Абуль-Фадлем ар-Рази20.

سكتة : Это символ для сакты (паузы). Означает, что здесь нужно остановиться, оборвав голос, но не дышать. Обычно такой знак ставиться там, где в случае ассимилированного (слитного) чтения возникает ошибка – искажение значения.

وقفة : При виде этого знака, называемого вакф, читающий обязан остановиться на немного большее время, чем при сакте, однако дыхание также не следует прерывать.

ق : Сокращение для кыля аляйхи-ль-вакф. Означает, что одни муджаввиды считают, что здесь должна быть остановка, другие – нет.

قف : Этот символ - слово киф - означает "остановись" (в повелительном наклонении) и вставляется там, где читатель может подумать, что остановка была бы неправильной

صلى : Сокращение для аль-васлу авля. Означает, что предпочтительно васлировать – читать слитно, не останавливаясь.

صل  : Сокращение для кад юсалю. Означает: «Некоторые останавливаются здесь», - в то время, как другие предпочитают не прерывать чтение.

وقف النبي : Вакф ан-наби. Такой знак стоит в тех местах, о которых известно из хадисов, что Пророк  делал в них остановку.

Печатание Корана

До наступления времени печатных станков все копии Корана делались рукописно. Для этой задачи в каждое время существовала целая группа каллиграфов, чьей единственной целью в жизни было записывать Коран. Огромные усилия, приложенные мусульманами для усовершенствования записи Корана, и их глубокая душевная привязанность и увлеченность имеют длинную и интересную историю, которая требует отдельной работы.

После изобретения печатных станков, Коран был впервые напечатан в Гамбурге в 1113-м году по хиджре, его копия до их пор хранится в Дар аль-Кутуб аль-Мисрийя. Позднее несколько востоковедов устраивало напечатание копий Корана, однако исламский мир не воспринял их. Мауля Усман был первым мусульманином, напечатавшим Коран в Петербурге в 1787-м году. Другая копия Корана была напечатана также в России, но уже в Казани. В 1828-м году в иранском Тегеране Коран был напечатан офсетно на каменных плитках, с тех пор печатные Кораны стали нормой21.

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (3 голосов)

darulfikr.ru

Ислам и Семья

Мусульманка Тамми Амбел из США построила свой косм...

Власти Китая приняли неожиданное решение относител...

В Дании модельное агентство решило принять на рабо...

С 27 по 28 сентября в Болгарской исламской академи...

Сегодня, 25 сентября в Москве состоится торжествен...

Ас-саляму алейкум. Наступил новый год по Хиджре. М...

Ас-саляму алейкум. Как считается правильным отмеча...

Мусульманский центр Шри-Ланки провел день открытых...

Группа археологов из университета Кувейта обнаружи...

islamisemya.com

Знаки в Коране для мудрых людей

Знаки в Коране для мудрых людей

Смена дня и ночи - доктор Ахмед Мустафа

Коран часто ссылается на различные естественные явления, наполняя человека вдохновением и побуждая его задуматься.

К примеру, в аяте №164 суры аль-Бакара сказано: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих». 

Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию"

В Коране часто упоминаются астрономические явления в контексте их пользы для человечества, ведения счёта и навигации. В информации о точных орбитах и направлении движения планет содержится послание о том, что эти явления представляют собой часть взаимосвязанной системы, которую предлагается исследовать:

«И (только) Он [Аллах] – Тот, Кто устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь в темноте суши и моря. Мы разъяснили знамения для людей, которые знают» (Коран 6:97);

«И подчинил Господь вам ночь и день, солнце и луну; и звезды подчинены по Его повелению. Поистине, в этом однозначно есть знамения для мудрых людей» (Коран 16:12);

«И Он [Аллах] – Тот, Который создал ночь и день, и солнце и луну. Все (они) плывут по своду [по своей орбите]» (Коран 21:33);

«Солнце и луна (движутся) по (точному) расчёту» (Коран 55:5).

Знаки в Коране для мудрых людей

Аяты, подобные вышеприведённым, стали интеллектуальным вызовом, благодаря которому люди начали изучать вселенную, наполненную чудесами Всевышнего.

Один из аятов Священного писания даже воодушевляет на путешествие за пределы Земли для исследования космоса. Однако, в нём также содержится предостережение о том, что это будет возможно лишь тогда, когда у людей будет достаточно силы.

«О сонмы джиннов и людей! Если хватит у вас силы проникнуть за границы земли и неба, преодолев их, проникните сейчас же; но не сможете вы преодолеть их, пока не обретете достаточной мощи» (Коран 55:33).

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

banner 240x200px

Популярное

Оценка квартиры для ипотеки Сбербанка в 2018
Как все остальные банки, Сбербанк, оформляя ипотеку клиенту, требует документ – отчет о проведении независимой оценки выбранного объекта недвижимости. Данный документ имеет высокую степень важности и обязателен

Юридическая Компания Антанта (ООО) оказание юридических услуг в суде: ведение арбитражных судебных дел, юридическое сопровождение бизнеса, банкротство
Часто нас спрашивают «Вы адвокатская контора?» В связи с этим хотим обратить Ваше внимание на следующее. Мнение, что адвокат — это юрист, достигший определенного уровня профессионализма, в частности

Сбербанк России стал первым в рейтинге по обесцениванию бренда
 В рейтинге «500 самых дорогих банковских брендов», который составляется компанией Brand Finance и журналом Banker, Сбербанк России серьезно сдал свои позиции и с 17-го места свалился на 13-ое. По оценке

Подоходный контроль. Клиентов «Рокетбанка» попросили отчитаться о мелких покупках
Клиенты «Рокетбанка» возмутились обслуживанием. То их просят рассказать о каждой из трех тысяч операций по карте, то требуют отчитаться о целях снятия наличных. А некоторые уточняющие вопросы от сотрудников

Банк горящих туров - отзывы сотрудников
Каждый человек, завершая получение высшего образования, начинает задумываться о дальнейших жизненных планах. Одно из самых важных решений – это выбрать работу по душе, чтобы твое занятие было не только

Банковая берет реванш
С точки зрения присутствия в информационном пространстве праздничная неделя стала настоящим бенефисом президента Порошенко. Его команда политтехнологов взяла реванш за очевидные просчеты в пиар-обеспечении

Выписка из банка. Для чего она нужна, какую информацию содержит
1 февр. 2015, 20:34 Выписка из банка может быть использована юр.лицами, которые имеют расчетные, текущие счета, а также физическими лицами, у которых открыт корреспондентский,

Новое мобильное приложение Сбербанка для малого бизнеса


Альфа Банк в Барнауле
Добрый день, всем желающим взять потребительский кредит в Альфе Банке. Постараюсь подробно все описать, чтобы люди не попались на уловки кредитных менеджеров и не переплачивали за доп услуги в Альфе Банке.

Что такое аккредитив? Расчеты по аккредитиву
При заключении новых сделок между частными лицами и индивидуальными предпринимателями, организациями и предприятиями часто возникает вопрос: «Как застраховаться от недобросовестности контрагентов и избежать

rss