ЛОГО

Социальные отношения и интересы.

Про чистый четверг. Есть ли языческие корни?

Опубликовано: 06.09.2018

видео Про чистый четверг. Есть ли языческие корни?

ПАСХАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛЮБВИ И ЖЕНИХОВ / КАК НАЙТИ СВОЮ ЛЮБОВЬ / МАГИЯ ЛЮБВИ

С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам. Многие из них нацелены на очищение — наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить  тело и  окружающее пространство.



Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) — свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий. В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей.


КОРОТКИЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ЗАГОВОРЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ / ЗАГОВОРЫ НА ПАСХУ / ОБРЯДЫ НА ПАСХУ

Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, «чтобы не угасла благодать Господня в доме».


ПАСХАЛЬНЫЙ РИТУАЛ ОТ ССОР В СЕМЬЕ / КАК СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ / КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Языческие корни

Многие традиции, обряды, которые мы исполняем в этот день к христианству никакого отношения не имеют. Раньше еще до крещения Руси в этот день славили Мать Сыру-Землю, которая почиталась как “именинница”. Наши предки говорили, что с этого времени зима полностью уходит, а Земля просыпается. Именно поэтому в этот день копать, пахать, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Почитались также и заступники Земли-Матушки — и .

Кстати, и традиция обязательного купания в этот праздник тоже из язычества. Помимо остальных поверий, бытовавших по поводу Чистого Четверга, считалось, что на землю спускается еще и Перун и поэтому, чтобы защититься от его гнева, необходимо очиститься, то есть искупаться.

Традиции Чистого Четверга

Просыпались в этот день очень рано, до восхода солнца, чтобы успеть искупаться засветло. Считалось, что в Чистый Четверг вода обладает целебными свойствами и способна избавить от всякой болезни.

Не забывали в этот день и о стрижке, обязательно каждый член семьи после бани обязательно старались немного подстричься. Ведь раньше верили, что с помощью этого обряда можно сохранить красоту волос надолго, здоровье будет отменное, и никакая хворь к человеку не пристанет.

После очищения всего тела всей семьей обычно отправлялись в храм, где обязательно необходимо было исповедаться перед священником. А вот во времена, когда на Руси было язычество, люди после купания шли на кладбища к могилам своих усопших родственников. Вообще помимо почитания богов в этот день, у нас действовал еще некий культ предков, которых необходимо было уважать.

Возвращаясь к огню

 

Вытирание огня — ритуал добывания, связанный наверняка с охристианскими традициями. Осуществляется путем трения «нового», или «деревянного», «живого», огня. Проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением. При падеже скота нередко входил в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель. Включал в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой), символизировал всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой.

Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами.

В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек; так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250 — 253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже — береза, сосна.

Предпочтение дуба восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших, примыкает к этому подразумеваемому значению и липа ( именно липа «Исколена» вырастает из колена убитой девицы — Зеленин Д.К).

Добытый живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы.

Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия — ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. В некоторых губерниях: Новгородской, Енисейской — ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него «с женами своими и с чады своими» зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как «волхвование».

Другие обряды

Четверговый хлеб («четвережный хлеб», «четверговый житник») — специально испеченный или освященный хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христианское ее объяснение. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, через которое получил начало обряд Причащения.

Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освящали. Во Владимирской губ. крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подается к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза; давали крошки или кусочки «четвережного» хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий четверг.

В Тюменском у. Тобольской губ. в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни — литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот.

В Архангельской губ. кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался «четверговый житник». В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещали солонку с «четверговой солью», иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.

Четверговая соль (четвережная соль) — соль, «изготовляемая» в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека. Еще в «Стоглаве», сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям» (Макаренко А.А. 1993. С. 102).

Известны разные способы приготовления «четверговой» соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.

Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья.

В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали «воскресные» дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи «деревянный» огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили «четверговую» соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.

Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь. В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.

Верес — можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, игравший важную роль в предпасхальных очистительных, апотропейных (защитных) и профилактических обрядах, использовавшийся для окуривания, реже окропления, домохозяйства, людей и скота. За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром.

В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили: «Спаситель от врагов под вересом прятался» или «Христос под вересинкой». Кое-где, чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор: «Царь лесовой и царица лесовая, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род». В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника. Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.

Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом дом, двор, хозяйственные постройки, чтобы изгнать нечисть. Затем, положив заслонку на пол посредине избы, все домашние перешагивали или перепрыгивали через нее, чтобы не болеть и избавиться от грехов. В некоторых местах Новгородской губ. с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.

Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии. Кое-где верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки. Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз.

В последнем случае можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко. В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес. Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту. В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.

Использованный источник: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post274568903/

Похожее

banner 240x200px

Популярное

Оценка квартиры для ипотеки Сбербанка в 2018
Как все остальные банки, Сбербанк, оформляя ипотеку клиенту, требует документ – отчет о проведении независимой оценки выбранного объекта недвижимости. Данный документ имеет высокую степень важности и обязателен

Юридическая Компания Антанта (ООО) оказание юридических услуг в суде: ведение арбитражных судебных дел, юридическое сопровождение бизнеса, банкротство
Часто нас спрашивают «Вы адвокатская контора?» В связи с этим хотим обратить Ваше внимание на следующее. Мнение, что адвокат — это юрист, достигший определенного уровня профессионализма, в частности

Сбербанк России стал первым в рейтинге по обесцениванию бренда
 В рейтинге «500 самых дорогих банковских брендов», который составляется компанией Brand Finance и журналом Banker, Сбербанк России серьезно сдал свои позиции и с 17-го места свалился на 13-ое. По оценке

Подоходный контроль. Клиентов «Рокетбанка» попросили отчитаться о мелких покупках
Клиенты «Рокетбанка» возмутились обслуживанием. То их просят рассказать о каждой из трех тысяч операций по карте, то требуют отчитаться о целях снятия наличных. А некоторые уточняющие вопросы от сотрудников

Банк горящих туров - отзывы сотрудников
Каждый человек, завершая получение высшего образования, начинает задумываться о дальнейших жизненных планах. Одно из самых важных решений – это выбрать работу по душе, чтобы твое занятие было не только

Банковая берет реванш
С точки зрения присутствия в информационном пространстве праздничная неделя стала настоящим бенефисом президента Порошенко. Его команда политтехнологов взяла реванш за очевидные просчеты в пиар-обеспечении

Выписка из банка. Для чего она нужна, какую информацию содержит
1 февр. 2015, 20:34 Выписка из банка может быть использована юр.лицами, которые имеют расчетные, текущие счета, а также физическими лицами, у которых открыт корреспондентский,

Новое мобильное приложение Сбербанка для малого бизнеса


Альфа Банк в Барнауле
Добрый день, всем желающим взять потребительский кредит в Альфе Банке. Постараюсь подробно все описать, чтобы люди не попались на уловки кредитных менеджеров и не переплачивали за доп услуги в Альфе Банке.

Что такое аккредитив? Расчеты по аккредитиву
При заключении новых сделок между частными лицами и индивидуальными предпринимателями, организациями и предприятиями часто возникает вопрос: «Как застраховаться от недобросовестности контрагентов и избежать

rss